|
||||||||
Никколо Паганини (Niccolò Paganini) и Лукка *** В детские годы, как многие советские дети, я занималась музыкой. Хоть я и не стала великим музыкантом, но период своего обучения игре на фортепиано я всегда вспоминаю с радостью. У меня был замечательный педагог, влюбленный в свое дело, и свою любовь к музыке он смог передать и мне, за что я ему бесконечно благодарна. У нас была традиция - посвящать последние 15 минут занятия рассказу о жизни великих композиторов. И я помню, с каким нетерпением ждала той заветной четверти часа, чтобы вновь погрузиться в историю жизни великих гениев и услышать фрагменты их произведений в исполнении моей преподавательницы музыки. Это было настоящее увлечение классической музыкой, которое сопровождает меня и по сей день. Слушать классику и читать о жизни композиторов я могу бесконечно. Рассказывая о Лукке, конечно же, многие в первую очередь говорят о Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini). Но как вы уже поняли, путешествуя по страницам этого сайта, Лукка была счастливым свидетелем не только присутствия этого великого гения, но и многих других великих итальянских композиторов и исполнителей. И лишь очень внимательный и любознательный путешественник, бродя по улочкам города, сможет узнать о том, что в этом городе когда-то, много лет назад, жил и великий Никколо Паганини (Niccolo Paganini). Гений и виртуоз скрипки. Даже неискушенному меломану известно имя этого великого итальянского скрипача и композитора. Памятная доска, установленная на доме, в котором жил Паганини в период своего пребывания в Лукке, скромно расположилась на стене одного из жилых домов в непосредственной близости от церкви Сан Фредиано(San Frediano). Будучи в Лукке, вспомните и про эту удивительную историю, которую я вам сейчас расскажу. В сентябре 1801 года девятнадцатилетний Никколо Паганини приезжает в Лукку. Здесь, в главном соборе города ему предстоят два выступления по случаю празднования дня Святого Креста. Известно, что в Лукке хранится деревянное распятие, именуемое "Святым ликом", которое каким-то чудесным образом привезли сюда на корабле из Палестины. Это распятие сделало Лукку местом паломничества с первых же столетий нашей эры. Здесь интересно вспомнить и еще один факт. Помимо музыкального образования, Паганини к тому времени умел лишь читать и писать. Он говорил, что не получил систематического образования, потому что всю жизнь посвятил скрипке и теории композиции и на иные занятия у него просто не оставалось времени. Однако, впоследствии, в обществе его высоко ценили как светского человека. Паганини был очень остроумен, хорошо знаком с древней и новой литературой, и был замечательным собеседником. Но все кто был с ним хорошо знаком, в том числе и его близкие друзья, утверждали, что никогда не видели его за чтением книг. Когда и при каких обстоятельствах музыкант довольно основательно познакомился с литературой? По всей видимости, именно в трехлетний период пребывания в тосканском имении под руководством его подруги. По давней традиции все итальянские аристократки получали в ту пору хорошее образование и несомненно, во дворце была замечательная библиотека. Здесь, по всей видимости, Паганини и нашел свои "университеты". В книге Марии Тебальди-Кьеза "Паганини", мы можем прочитать следующее об этом периоде жизни музыканта: "В это же время в жизни музыканта впервые появляется женщина. Ее окружает ореол загадочности и неизвестности. Паганини никогда никому не называл ее имени, и такая застенчивая сдержанность позволяет думать о глубоком чувстве к достойному и благородному человеку. В «Автобиографии» музыкант отмечает только, что в это время занимался сельским хозяйством и несколько лет «с удовольствием щипал струны гитары». Только однажды он кое-что рассказал об этом Фетису, не уточняя, однако, кто эта женщина и где они встречались. Фетис пишет: И еще одно интересное свидетельство: "Любовь знатной дамы к гитаре помогла Никколо прекрасно освоить этот инструмент, что весьма пригодилось ему в дальнейшем. Как пишет Конестабиле, в кругу друзей он иногда «играл поочередно то на скрипке, то на гитаре, висевшей у него на шее. Скрипку же он держал на коленях и с поразительной быстротой менял инструменты. Со временем гитара перестала интересовать его как виртуоза, и он лишь иногда писал для нее музыку или искал с ее помощью какую-либо гармонию, которая не воспроизводилась на скрипке». ................................ "Роман этот продлился около трех лет. Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной женщине. И, наверное, никогда больше не встречал человека, который оказал бы на него столь же благотворное влияние. "С течением времени, любовь в сельском дворце увяла, как увядает любовь в шалаше" и взяв в руки скрипку, Паганини решает возобновить свои путешествия. И в конце 1804 года он возвращается в родную Геную. В эти годы в Европе разворачиваются важнейшие исторические события. Наполеон, захватив высшую власть после переворота в 1799 году, провозглашает себя первым консулом. А в 1804 году, после четырех лет диктаторского правления, он становится императором Франции. 23 апреля, после коронации в Милане, Наполеон берет себе и титул короля Италии, вскоре начав делить эту страну между своими родственниками. Своей сестре Марие-Анне (Марианне), получившей так же и новое имя Элиза, он дарует владения в Италии. Элиза получает титул княгини Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо и переезжает жить в Лукку. Элиза Бачокки за время своего правления проявила себя хорошим администратором, отстранила от дел мужа и твёрдой рукой взялась за экономику края, активно развивая не только строительство, но и культуру. Услышав на одном из концертов игру Паганини, она приглашает его ко двору на должность камер-виртуоза и дирижера оперы. Живя в Лукке, Паганини дирижирует оперой в дни посещения театра княгиней, два-три раза в неделю играет для нее и два раза в месяц устраивает придворные концерты, а так же дает уроки ее мужу Феличе Бачокки (Felice Pasquale Baciocchi), который развлекается игрой на скрипке. Чары скрипки великого музыканта оказывали на Элизу такое воздействие, что вскоре отношения музыканта и его высопоставленной покровительницы стали более чем дружескими. Княгиня живо интересовалась творчеством своего друга и всячески его поощряла. Обратимся снова к страницам книги Марии Тебальди-Кьеза, в которой она так описывает этот период жизни музыканта: " Элиза была на пять лет старше Никколо. Она не отличалась красотой, но была умна и интересна. А кроме того, она была сестрой французского императора. Паганини, не менее тщеславному, чем Элиза, несомненно льстила такая связь. К тому же инициатива исходила не от него и сам он при этом не до конца оставался преданным своей царственной возлюбленной. Насколько известно, Элиза сама привлекла его к себе и старалась удержать, хотя это оказалось нелегко, если учесть пылкую страстность скрипача, не преминувшего возбудить ее ревность. При дворе в полной мере использовали умение музыканта импровизировать. История гласит, что в тот период у Элизы появилась серьезная соперница, которой Паганини оказывал всяческие знаки внимания. Их свидания были тайными. По дворцу конечно же поползли слухи и новость эта вызвала живейший интерес. Благодаря этой истории родилось знаменитое произведение "Любовный дуэт". К публике музыкант вышел со скрипкой, на которой было всего две струны: "Одна выражала сердечные чувства девушки, другая голос ее пылкого возлюбленного". Мария Тебальди-Кьеза так пишет об этом: " Волшебные звуки скрипки, когда на ней играл возлюбленный, видимо, особенно сильно волновали Элизу. Настолько, что нервы ее явно не выдерживали и она падала в обморок. Никколо вспоминает в одном из писем, что Элиза всегда покидала зал раньше, чем заканчивался концерт. Конечно же слухи о любовных увлечениях Паганини доходили и до Элизы и как-то раз, после очередного концерта, высказав музыканту свое восхищение после исполненного им на двух струнах "Любовного дуэта", она сказала:" Вы сделали невозможное на двух струнах. А одной струны, случайно, не хватит вашему таланту?" Идея настолько понравилась Паганини, что несколько недель спустя он написал Сонату для четвертой струны под названием Наполеон, которая была блестяще исполнена в день рождения Наполеона 15 августа. Посмотрим как эту сцену описывает автор на страницах своей книги о Паганини: "Слушатели с восторгом аплодировали Любовной сцене, а дама сердца бросала на скрипача выразительные взгляды. Княгиня Элиза, высказав ему свои комплименты (ничего не заметила или притворилась? А может, решила проявить твердость?), «очень мило» поинтересовалась:
Устав от пребывания при дворе и от самой княгини, через некоторое время музыкант ее оставляет, а вместе с тем покидает и Лукку. Марина Николаева, март 2015 В статье использованы материалы книги Марии Тебальди-Кьеза "Паганини" |
||||||||
Copyright (c) 2015-2024 cittadipuccini.ru. All rights reserved. |